
Андрей Смоляков в сериале «Мосгаз». Фото: Анна Митрохина
тестовый баннер под заглавное изображение
Если любители теледетективов верят в заграницу, которая им поможет, то они уже давно обратили внимание на британский сериал «Медленные лошади». На днях закончился пятый сезон, и Джексон Лэм (Гэри Олдман) вряд ли уступает майору Черкасову. Наш всегда был неудобным персонажем на службе и продолжает раздражать начальство уже в отставке. Британец практически сослан из МИ-5 в специальный отдел, где руководит такими же проштрафившимися неудачниками, как он сам.
Сериалы не очень правильно сравнивать уже потому, что «Мосгаз» — ретро-шоу, а сюжет «Медленных лошадей» разворачивается в современном Лондоне. Но если все же исходить из того, что оба проекта детективы, то в «Медленных лошадях» есть то, чего нет и что вряд ли появится в наших телефильмах этого жанра. Речь о ехидных насмешках над силовыми структурами как типичной дисфункциональной семье, что вынуждена разбираться с проблемами, которая сама же создает, и которая до сих пор живет по правилам «холодной войны»: если в Москве нужно все время быть начеку, то в Лондоне надо уметь прикрывать задницу.
Британский сериал снимается по книгам Мика Гарона, вполне справедливо называемого критиками современным Джоном Ле Каре. Наверное, главная удача телеадаптации — Гэри Олдман, играющий впавшего в немилость супершпиона, раздражающего всех не самыми законными методами расследований, а также алкоголизмом и метеоризмом.
В пятом сезоне отдел неудачников вовлечен в пучину предвыборного скандала между кандидатами на должность мэра Лондона. В ожидаемую схватку между либералами и консерваторами неожиданно вплетаются психопаты с оружием, ближневосточные террористы, экологически озабоченные зумеры и верхушка спецслужб, чья чудовищная некомпетентность является главной причиной всех неприятностей. В отличие от приключений Черкасова и бригады внимающих ему следователей, похождения Лэма и его стремной команды выглядят до неприличия смешно. Даже если ситуация напоминает героическую, нет даже намека на пафос, потому что в основе деятельности этих комичных шпионов анархия, жуткий набор нелепостей и лютая системная неразбериха. В общем, все то, над чем у нас смеяться не принято.
А что же «Мосгаз»? Он очень даже. Из Игоря Верника вышел отличный шоумен советского телевидения восьмидесятых, Кирилл Кяро лихо перевоплотился в настоящего злодея, Смоляков, Александрова, Угрюмов и другая старая гвардия сериала держит марку, сам сюжет про теневую сторону телевизионных лотерей в целом вполне увлекательный.
Но «Медленные лошади» могут спутать все карты. Что, в общем, ожидаемо, если в мир рубля вдруг вторгается фунт стерлингов.