
Игорь Сандлер вручает Алексею Козлову (слева) «Микрофон Эмиля Берлинера»
тестовый баннер под заглавное изображение
Первому стиляге Советского Союза — 90!
Алексею Семеновичу Козлову, саксофонисту, композитору, джазмену, сегодня – 90! От всего сердца поздравляю легенду советского и российского джаза, первого стилягу СССР («звание», которое он носит почти официально!), настоящего новатора и человека, изменившего музыкальную культуру нашей страны.
Многие его знают с легкой руки монолога другой легенды, актера Александра Филипенко, как того самого «козла на саксе»… Мы же познакомились с Алексеем Семеновичем в 1978 году в Калуге.
Мы приехали на гастроли с группой «Интеграл», а в тот вечер там выступала группа «Арсенал» — мощная, яркая, с невероятной энергетикой, играющая прогрессив-рок, мой любимый стиль рок-музыки. В их программе (а это еще советские времена!) были даже фрагменты из рок-оперы Jesus Christ Superstar, что приводило в восторг зрителей, и это было по-настоящему революционно!
Мы с ребятами пошли на концерт — и, честно говоря, обалдели. Это было супершоу, совершенно новое звучание для того времени. После концерта я подошел познакомиться: знал Козлова как блистательного артиста, а в жизни он оказался еще и очень простым, контактным, мудрым собеседником.
А на следующий день «Арсенал» в полном составе пришел уже на наш концерт: «Интеграл» все-таки был первым ансамблем в СССР, который «выбил» себе право у сварливых и подозрительных худсоветов официально писать на афише «рок-группа». Они тоже были впечатлены нашим шоу, не имевшим равных в то время на советской сцене. Так началась наша дружба, которая длится уже много десятилетий.
В 2009 году мой близкий друг, коллекционер и любитель прогрессивного рока Сергей Халин попросил познакомить его с Алексеем Семеновичем. Я познакомил их, и из этой встречи выросла настоящая история: мы втроем основали Art Beat — фонд поддержки прогрессивной музыки России, директором которого пригласили Николая Богайчука (царствие небесное!), великолепного человека и историка музыки. А уже чуть позже на базе фонда родился знаменитый джазовый Клуб Алексея Козлова.
Наш концертный директор Араик Акопян вывел его на невероятный уровень, что, конечно, было бы невозможно без масштаба творческой личности самого Козлова, и в 2019 году по версии «профильного» и весьма влиятельного в жанре американского издания All About Jazz Клуб Алексея Козлова был признан «лучшим джаз-клубом в мире». Это наша общая гордость!

Диплом от All About Jazz как «Лучшему джаз-клубу мира»
В этом году группа Алексея Козлова «Арсенал» выступила у нас на Фестивале SandlerFest в программе «Хронология советского рока», и мы вручили Алексею Семеновичу особую награду — премию «Микрофон Эмиля Берлинера», точную копию первого микрофона, изобретенного в 1877 году, а еще — и точную копию «янтарной гитары» Джими Хендрикса — как лучшему инструменталисту.
Алексей Семенович — это человек-эпоха. Первый, кто смело представил настоящую мировую джазовую прогрессивную музыку на советской сцене, хотя в те годы сделать это было не так просто. Он — первый, кто доказал, что стиль — это не одежда и т.н. «имидж», а внутренний нерв, состояние души и полет творческой мысли. И даже прозвище «первый стиляга СССР» звучало тогда скорее не как «разоблачение», а как уважительная шутка в адрес маэстро.
Его энергия, талант, открытость и чувство свободы — по-прежнему остаются примером для всех нас.
С юбилеем, Маэстро!
Эйс не ушел, а растворился в звуке
Радость за друга и коллегу сменилась, однако, очень горестным событием. Иногда новости приходят так, что внутри становится тихо. Не стало Эйса Фрейли — легендарного гитариста KISS, человека, который перевернул представления о том, как может звучать электрогитара.
Мы познакомились не лично в молодости, как мне посчастливилось со многими легендарными музыкантами (о чем я время от времени рассказываю в этой колонке на «ЗД»), а как бы опосредованно, уже спустя годы, когда его место в KISS занял Томми Тэйер.
С Томми мы познакомились и много общались в Англии на Download Festival, куда я летал много лет, подпитываясь новыми группами, направлениями, энергией рока, — большом, шумном, пыльном, живом празднике музыки, где рев гитар висит в воздухе, как электричество.
Помню, как Томми говорил: «Когда ты наносишь грим Эйса и выходишь на сцену в его образе, то чувствуешь невероятную ответственность. Это не просто роль — это часть истории, которую нужно сохранить». После этих слов мы оба замолчали на секунду, как бы пропуская мысль через себя. Безусловно, таких как Эйс единицы. Его гитара — это не просто звук, это почерк, узнаваемый с первых секунд. Каждая нота как вспышка, каждое соло как сигнальная ракета, говорящая миру: рок жив.
Я много раз был на концертах KISS и всегда ловил себя на мысли, что за всем этим пиротехническим безумием, за дымом, костюмами и гримом стоит одно — невероятная любовь к музыке и зрителю. Эйс был воплощением этой любви. Его космический образ, его энергетика не придуманы, они шли изнутри.
Сегодня, когда вспоминаю ту нашу беседу с Томми, я понимаю, как трогательно он относился к Эйсу, как волновался, чтобы не подвести его наследие. И как, наверное, ему теперь больно — ведь для него Эйс был не просто предшественником, а символом, благодаря которому он сам однажды взял гитару в руки.
Такие люди не уходят — они растворяются в звуке. И каждый раз, когда на сцене кто-то рвет струны до крови на пальцах, когда гитара стонет на пределе, — это и есть продолжение того, что когда-то зажег Эйс Фрейли.
Покойся с миром, Космический Человек! Ты навсегда останешься частью нашей рок-вселенной.
PEACE–LOVE–MUSIC!