
Фото: t.me/roo_msh
тестовый баннер под заглавное изображение
В Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка, наполненная яркими красками, прекрасной простотой, прелестью обыденных вещей и любовью. «Живопись — это не иллюзорное списывание, не копирование, а создание собственного драгоценного красочного мира на основе натуры» — высказывание Раисы Лебедевой идеально отражает живописное наполнение экспозиции. Основные сюжеты здесь — натюрморты, кажется, вполне обычные, но от банальных рисунков того, что поставили на стул, работы Раисы Лебедевой отличает ее умение видеть прелесть даже в простых листьях ревеня или в швейной машинке. На ее полотнах все живет своей жизнью, за которой нам позволили подсмотреть.

Натюрморт с ветчиной. Фото Марина Чечушкова
Одно из первых полотен, с которым встречаемся на выставке — «Строят», поздняя работа 2023 года. Первое впечатление смешанное, скомканное, как говорится, ничего не понятно, но очень интересно. Привлекают яркие краски, ощущение активного движения и событийности, но не сразу ясно, что именно происходит. Стоит сделать несколько шагов назад, как перед нами предстает московская стройка в самом разгаре, с ее подъемными кранами, утихающими лишь на ночь, чтобы дать выспаться жителям многоэтажек по соседству. Таких импрессионистических эффектов у Раисы Ивановны много. Поэтому стоит в самом начале осмотра встать в центре каждого зала, осмотреться и подойти к полотнам, которые зацепят вас более всего издалека.
Аналогичный эффект, когда не сразу понимаешь сюжет, на «Автопортрете с красными часами», работа тоже из недавних, 2024 года, не окончена. И в центре внимания художницы не она сама, хотя и называется картина «Автопортрет». Нас фокусируют на интерьере — мольберт на первом плане, за ним — множество картин в подрамниках и без, а рядом — элегантные старинные часы с маятником. Где же художница? Ее мы едва замечаем (снова лишь отойдя назад) в дверях, облокотившись на часы. Оптический обман да и только.

Квартира Кречинского. Эскиз декорации. Дипломная работа в МГХИ им. В.И. Сурикова. Фото Марина Чечушкова
«Материальность не самоцель. Цветовая и тональная правда ситуации, пространственность, среда, красочная драгоценность, точное количество освещения — материальность», — гласит еще одна цитата художницы над экспонатами. И спорить снова трудно. «Сухие цветы» — мы видим засушенный букет, но тоска и щемящее чувство на сердце вызывают не они, а идеально подобранная тональность, оттенки создают настроение, которого, вероятно, добивалась художница — болотный зеленый, охра, позелененный белый…

«Автопортрете с красными часами». Фото Марина Чечушкова
Еще со студенческих лет Раису Ивановну вдохновлял Илья Машков, чья выставка гремит в Третьяковской галерее. Китч в хорошем смысле этого слова, свойственный Илье Ивановичу, встречается и на работах Раисы Лебедевой. Если у Машкова это были фарфоровые фигурки, соседствующие с огурцом, то у Лебедевой — ветчина с чесноком возле фужеров.
Особый раздел выставки, посвящен театральному творчеству художницы. Интереснейшие эскизы к учебным постановкам в театрально-декорационной мастерской МГАХИ им. В.И. Сурикова, в котором Раиса Иванова трудилась почти полвека.