Home / Economy / Второй «свой» МС-21: Летать научили, осталось научить размножаться

Второй «свой» МС-21: Летать научили, осталось научить размножаться

Второй «свой» МС-21: Летать научили, осталось научить размножаться

Полностью импортозамещенный образец российского самолета МС-21 поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода компании «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») совершил, сообщил Минпромторг РФ, в телеграм-канале которого опубликованы кадры испытательного полета лайнера.

Ведомство также отметило, что на борту МС-21 тестируется работа новых отечественных систем и двигателей ПД-14.

Известно, что самолет находился в воздухе 50 минут, во время которого поднимался на высоту до 3,5 км. По словам командира экипажа Андрея Воропаева, полетное задание выполнено было полностью, а все отечественные системы работали в штатном режиме. Также в составе экипажа находились летчик-испытатель Олег Мутовин, ведущие инженеры по летным испытаниям — бортовые операторы Антон Кузнецов и Григорий Кудряшов.

«Самолет присоединится к программе сертификационных испытаний наряду с опытным образцом МС-21, частично оснащенным новыми российскими системами и агрегатами, который совершил первый полет в новом облике 29 апреля 2025 года», — говорится в сообщении министерства.

— Конечно, эта информация радует, поскольку речь идет об очередном этапе сертификационных полетов, — так оценил сообщение Минпромторга заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, советник по безопасности полетов председателя Профсоюзов лётного состава России Олег Смирнов.

— Однако это всего лишь этап испытаний. Даже его показатели говорят о многом. Самолет поднялся на три с половиной тысячи метров, а летать ему предстоит на высоте 10−11 тысяч метров, это его рабочая высота, значит, требуется еще облетать на пять, шесть, восемь, 10−11 тысяч и так далее.

Притом в любых условиях, чтобы он, пробивая эти высоты, мог встречаться и с грозовыми явлениями, интенсивным обледенением в облаках, болтанкой и так далее. Все это еще предстоит испытать. К тому же радость от этого события девальвируется от прежних заявлений наших чиновников, уже делавших громкие заявления, не подтвердившиеся в реальности.

«СП»: Какие заявления вы имеете в виду?

— Напомню, еще в 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев на церемонии первой выкатки МС-21 на заводе в Иркутске сказал, что в 2020 году мы будем летать на этом самолете.

Однако это обещание так и осталось не выполненным. Это привело к тому, что из года в год многие высокопоставленные чиновники вводят в заблуждение как высшее руководство, так и общественность. Если премьеру было можно говорить неправду, то почему им нельзя?

Сегодня говорят, что лучший в мире самолет, у него лучший в мире двигатель, лучшие в мире системы и многое другое. Уже было обещано, что в 2026 году начнется его массовое производство, но ничего из вышеперечисленного мы пока не увидели. И никто за эту пыль в глаза не понес наказания. Возможно, что-то будет к 2030 году.

Не будем забывать, что высшее руководство строит планы исходя из информации этих людей, пускающих пыль в глаза. Следовательно, фундамент решений непрочный, ничего на нем толком не построить.

«СП»: Что же делать?

— Ситуация изменится лишь тогда, когда мы переведем выпуск и подготовку гражданских воздушных судов в мобилизационный экономический режим. Только если гражданское авиастроение будет работать по аналогии с нашим ВПК, имеющим определенные успехи в производстве танков, самолетов, ракет, беспилотников и прочей продукции. Если мы этого не сделаем, так и будем наблюдать парадную шумиху вокруг каждого этапа с минимальным результатом.

«СП»: Каковы мощности Иркутского авиационного завода? Сколько он может делать самолетов в год? В августе 2024 года его гендиректор говорил о 36 машинах. Изменилось что-то с тех пор?

— Иркутский завод находится в рабочем состоянии, потому что он выпускает технику, в том числе военную. Он располагает соответствующими станками, оборудованием, инженерами, конструкторами, техникой и так далее.

Но здесь нужно помнить, что для МС-21 требуются тысячи комплектующих. Вопрос в том, есть ли у нас гарантия, что эти комплектующие для сотен самолетов будут производиться и поставляться вовремя. А ведь это инженерно-технические изделия, электроника, шины для колес, остальные составляющие. Для их регулярного массового производства необходимы современное оборудование, станки, квалифицированные инженерные и технические кадры — все это для самолетостроения сейчас является немалой проблемой.

«СП»: Насколько прислушиваются чиновники к мнению людей, глубоко знающих авиацию? Вам приходится консультировать?

— Не слишком прислушиваются, к сожалению. В свое время, когда было принято решение создавать Superjet 100 на основе западных комплектующих, мы говорили, что не следует при этом гробить производство наших самолетов — Ту, Як, Ил. Но нас не послушали, руководствовались принципом, что Запад нам поможет.

Сейчас пожинаем плоды тех решений: пытаемся возродить Ил-114, Ту-204 и так далее. Если бы не разрушали производство этих машин, а производили бы Superjet 100 вместе с ними, многих нынешних проблем у нас не было бы.

«СП»: Насколько производство МС-21 поможет исправить ситуацию в нашем авиастроении? Ведь это самолет своего класса, а как с другими?

— Это еще более сложный вопрос, чем ваши предыдущие. Конечно, МС-21 задуман как самолет, включающий самые передовые технологии.

По некоторым характеристикам он является реальным конкурентом, пока только теоретически, «Боингу» и «Эйрбасу» и в чем-то даже превосходит их. Впрочем, реально мы это увидим, когда он будет сертифицирован.

Но он закрывает лишь один участок нашей гражданской авиации, средние магистральные воздушные линии. Но у нас есть еще ближние магистральные воздушные линии.

Есть одна из важнейших проблем, без решения которой все усилия будут тщетными: это отсутствие «летающих парт», учебных самолетов.

Приобретенные ранее западные учебные самолеты вырабатывают свой срок и встают на прикол к заборам, поскольку для них нет комплектующих. Нам не на чем учить курсантов.

«СП»: Это еще без учета провала в малой авиации…

— Да, здесь можно вспомнить историю с самолетом «Байкал», который якобы был готов, но затем полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев сообщил, что в таком виде он просто не нужен.

Он не летает на лыжах и поплавках, не может садиться на неровную почву и так далее. На работы по «Байкалу» выделялись миллиарды рублей. Сейчас идет его доработка. Но кто-нибудь ответил за предыдущий провал? И таких вопросов у специалистов в области авиации очень много.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply