Массовые увольнения на фоне остановок предприятий и 4-дневной рабочей недели становятся, увы, привычной картиной. Производство свертывается в разных регионах, а люди думают, где найти работу.
Новый печальный тренд подтвердило увольнение разом более 300 сотрудников с тюменского фанерного комбината (все процедуры завершат до конца октября). Сам комбинат «Свеза» готовят к консервации.
Выпуск мебели
Мебельная отрасль, как и многие другие, столкнулась с ростом расходов и уменьшением рентабельности бизнеса. Отсюда и результат. Помимо падения потребительского спроса, негативно повлиявшего на мебельщиков, эксперты рынка отмечают изменения в налоговой системе. Включая те, о которых ранее рассказывали «СП» предприниматели.
Пока потребители мечтают, чтобы в России появилась своя IKEA, на мебельный рынок выходит все меньше производителей. В первом полугодии в России зарегистрировали 2,54 тысячи бизнесов, основной вид деятельности которых — производство мебели. Это данные сервиса проверки контрагентов Rusprofile. За год показатель сократился на 16,5%. Причем, 78 фирм, начавших работу в этом году, уже ликвидированы.
Судостроение
К концу октября сократят 70% сотрудников на Хабаровском судостроительном заводе. Это совершенно другая отрасль. Но тенденция массовых сокращений та же. Казалось бы, стране нужны новые суда, тем более военные. На деле видим «отсутствие объемов производства» как причину массовых сокращений.
В отчете за 2024 год по этому предприятию значилось 293 рабочих места. Значит, к концу октября останется примерно 90, более 200 пойдут под сокращение. Речь идет про завод, который один из крупнейших в отрасли на Дальнем Востоке.
Он был основан в 1953 году. Пару лет назад на предприятия было 500 работников. Специализация — серийная постройка морских тральщиков и кораблей противолодочной обороны (охотников).
Глава образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге (РАНХиГС) Дмитрий Десятниченко указал: главная проблема многих судостроительных заводов страны — финансовая неустойчивость. Причины — устаревшая материальная база, несерийное производство, неэффективная кооперация
Шахты
Отдельной большой проблемой стала ситуация в угольной отрасли России. Попытки многомиллиардной господдержки ни к чему не привели. Кризис из-за низких мировых цен на уголь заставляет пересмотреть механизмы поддержки отрасли и направлять инвестиции в развитие несырьевых сегментов экономики.
Китай стал потреблять меньше нашего угля. У него своя развитая добыча. Во многих странах мира активно развиваются возобновляемые источники энергии. В России же еще сказалось падение в металлургии. Все факторы в совокупности давят на угольную отрасль. Похоже, пора начинать увольнять шахтеров и создавать новые рабочие места в неугольных отраслях. Но на это нужны время и деньги. А тем временем 23 угольных предприятия уже остановлены.
Власти срочно ищут варианты, куда трудоустроить оставшихся без работы угольщиков. Всего в отрасли 143 тысячи работников. Плюс полмиллиона работников в смежных отраслях.
Сокращения и 4-дневка
Сокращения сейчас проводят предприятия разных отраслей. В упомянутой Тюменской области с 1 сентября под поэтапное сокращение попали 684 сотрудника, это данные регионального департамента труда и занятости.
Информацию о предполагаемом увольнении подала 31 организация. Больше всего сокращений в компаниях по производству изделий из дерева, по бурению, связанному с добычей нефти и газа, а также в железнодорожных и грузовых перевозках.
В Челябинской области начались сокращения на Златоустовском металлургическом заводе. Сотрудники говорят, в сумме уволят до 500 человек. В Горно-металлургическом профсоюзе России приводят другие данные — с октября сокращают пока 45 человек.
В Кемерово сотрудники библиотек говорят о сокращениях и снижении зарплат. Якобы их переводят на 0,75 ставки.
В июле Центробанк России выяснил, за первое полугодие доля компаний, планирующих сокращение персонала, выросла с 6,9% до 11,5%.
На неполный рабочий день переводят ряд предприятий разных отраслей в разных регионах. Только что объявили об этом сотрудникам «Кулундаконсервмолоко» (Алтайский край). В сокращенном режиме завод планирует работать полгода. Прокуратура проверяет обоснованность решения.
Ранее было объявлено, что на 4-дневную рабочую неделю переводят с сентября Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК)
В августе производитель стройматериалов «Цемрос» объявил, что переводит свои заводы в Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии на ту же 4-хдневную неделю с 1 октября.
Подобные решения приняли производитель сельхозтехники «Ростсельмаш», Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Горьковский автозавод, «Автодизель», «Ярославский завод дизельной аппаратуры» и другие
Даже АвтоВАЗ с конца сентября тоже может перейти на 4-дневную рабочую неделю.
Российская экономика оказалась в новой и весьма неприятной экономической реальности. Специалисты могут долго рассуждать, началась уже рецессия или уже нет. Людей же в эпицентре этого шторма волнует прежде всего потеря рабочих мест или снижение зарплат.
«Резюме стало больше, вакансий меньше»
Людмила Соколова, руководитель челябинского кадрового «Агентства «Бизнес и Кадры», подтвердила в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы», что тренд на рынке сменился:
— В 2024 году в условиях дефицита персонала предприятия поднимали фонд оплаты труда. Причем, серьезно поднимали. Особенно по рабочим специальностям.
Что касается «белых воротничков», лидировали тогда (и тренд сохранился сегодня) менеджеры по продажам. Их не хватает больше всего. Сильно чувствуется нехватка сотрудников в медицине. Мы работаем с коммерческими медицинскими учреждениями.
«СП»: В 2025 году на фоне закрытия одних предприятий, перехода на 4-дневку других кадровый тренд меняется?
— Да, в этом году количество резюме увеличилось, хотя пока и не радикально. А вот количество вакансий снижается.
«СП»: Причины?
— Специалисты по-прежнему нужны, особенно высококвалифицированные. Но фонд оплаты труда предприятия дальше наращивать уже не могут. Сказывается в том числе высокая кредитная нагрузка.
«СП»: Кто самый пострадавший в этой ситуации?
— Малый бизнес наиболее не защищен. В этой сфере нужны «многозадачные» кадры. А таких на рынке мало. Не готовы специалисты выполнять широкий круг задач на тех условиях, что предлагают работодатели.
«СП»: К чему теперь надо готовиться с учетом всего сказанного?
— Соискатели пока не готовы снижать зарплатные ожидания, бизнес не может продолжать увеличивать фонд оплаты труда.
Поэтому, если у кого-то есть потребность быстро выйти на новое рабочее место, необходимо учитывать изменившиеся обстоятельства на рынке труда…
На этом фоне примечательны данные исследования Regroup. В 2025 году номинальные зарплаты в среднем выросли на 8,9−9% — при этом эффект от пересмотра вознаграждений почти исчез.
Инфляция фактически «съела» прибавку, а реальные доходы сотрудников ушли в минус. К этому добавились высокая закредитованность населения и положение самих компаний, которые балансируют между ростом затрат на персонал и падающей прибылью.
Прогнозы некоторых экспертов, которые считают, что к концу года средняя зарплата по стране поднимется до 105 тысяч (сейчас по данным Росстата около 90 тыс.), конечно, приятны чиновникам из Минэкономразвития и Минпромторга, только как-то не вписываются в реальность.
А она показывает, что кризис реального сектора экономики только усиливается.
Хуже того. Повышение уровня зарплат, когда закрываются предприятия, падает нефтедобыча, сокращается выпуск промышленной продукции, снижаются грузоперевозки, свидетельствует о явном финансово-экономическом и социальном неблагополучии. Это — как минимум.