
Регулирующие ведомства могут получить доступ к налоговой тайне компаний, которые занимаются торговлей и поставками, по всей цепочке ценообразования — от опта до розницы, пишут «Известия» со ссылкой на подготовленный Минпромторгом законопроект.
Раскрывать информацию заинтересованным исполнительным органам власти потенциально будет Федеральная налоговая служба (ФНС). Правительство может в свою очередь получить полномочия утверждать список товаров продовольственной корзины, который при необходимости будет дополняться новой продукцией.
Целью изменений является борьба со скачком цен на товары из продовольственной корзины. К примеру, в последние годы фиксировались взлеты цен на яйца, картофель и рыбу. Потребительская корзина не рассчитывается с 2021 года и отвязана от прожиточного минимума, но все же служит статистическим инструментов для определения инфляции и бедности.
Налоговая тайна представляет собой стоимость, сделки, суммы доходов, расходов и прибыли хозяйствующих субъектов. Она также может включать аудиторские заключения, консолидированную финансовая отчетность и прочие документы.
Исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный союз) Алексей Красильников рассказал «Известиям», что наценка ритейлеров сегодня может в два или три раза превышать стоимость товаров в опте одновременно со снижением рентабельностью производителей. Гендиректор Российского птицеводческого союза (Росптицесоюз) Галина Бобылева поддерживает законопроект, поскольку в периоды резкого роста цен стоимость товаров у производителей зачастую оказывается значительно ниже, чем в рознице.
Однако председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов полагает, что обсуждаемые меры усиливают риски утечки коммерчески чувствительной информации участников рынка и злоупотребления ею, так как круг лиц с доступом к закрытой информации вырастет, в то время как ФНС уже обладает данными о ценах на основе чеков контрольно-кассовой техники.
Формировать релевантные данные о динамике цен на товар на всех этапах товаропроводящей цепи будет трудновыполнимо, — полагает он. Также Богданов не понимает механики анализа причин изменений цен на товары, которые могут зависеть от различных причин, включая годовую инфляцию, колебания валютных курсов, урожайность и рост производственных издержек.
По его подсчетам, за январь-сентябрь 2025 года средняя наценка на 25 категорий продуктов первой необходимости составила 3,4%, что является историческим минимумом. Это стало возможным на фоне добровольного снижения наценок на социально значимые товары со стороны торговых сетей.
Зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский отметил, что зачастую упрощение доступа к информации о бизнесе, которое прикрывается благими целями, приводит только к ухудшению общей ситуации. Скачки стоимости на важные для россиян товары он объяснил экономическими причинами, а не увеличением цен отдельными продавцами.
Экономист Андрей Бунич в разговоре с «СП» согласился с мнением, что к вводу регулирования цепочек поставок нужно подходить с осторожностью.
— Непонятно, почему этим должна заниматься ФНС, у которой и так уже достаточно полномочий. Ведомство уже способно узнать все данные по цепочке поставок, если им необходимо разобраться в какой-то конкретной ситуации.
В непрерывном мониторинге нет смысла. ФНС может использовать его для повышения налогов на разных элементах цепочки поставок (поставщики, производство, логистика, клиенты), потому что ведомство в этом заинтересовано. Но рост налоговой нагрузки приведет к росту цен, а не к их снижению. Есть к тому же риск, что производство некоторых товаров станет невозможным из-за усиления налогообложения на разных этапах из-за роста издержек.
Фактически речь идет о презумпции виновности, в рамках которой предпринимателям придется непрерывно доказывать по всем элементам цепочки поставок, что в них ценообразование получилось образцовым. Придется либо прекращать деятельность, либо итоговая цена станет неподъемной для покупателя.
«СП»: Что нужно делать для снижения цен на базовые продукты с точки зрения контроля?
— Для понижения цен надо работать над устранением монополистического ценообразования, искать затруднения в добавленной стоимости, которые вызывают резкий рост стоимости продукта. Бывает, что в середине цепочки поставок, еще до ритейла, возникает прибыль в 200−300%. Понятное, что в этом случае речь идет о монополизме, целенаправленной накрутке цены.
Но не нужно создавать сложную систему и влезать ко всем производителям и торговцам, чтобы проверить ценообразование их товаров. Многие производители и так уже работают на грани рентабельности, а бизнес в розничной торговле тоже без большой прибыли.
В центрах цепочек поставки вполне могут сидеть недоброжелательные игроки, которых необходимо точечно выявлять и наказывать. ФАС уже занимается контролем за деятельностью структур, которые могут нарушать правила конкуренции. Если речь идет о недобросовестной конкуренции в том числе о создании искусственных условий для более дешевых закупок и реализации по более высоким ценам, то ведомство вполне может и возбудить дело в отношении нарушителя. Такие действия уже позволяют снижать цены.
«СП»: Зампред профильного комитета Госдумы полагает, что государству лучше просто создавать удобные условия для предпринимателей. Позволит ли это снизить себестоимость товаров и цен на них?
— Да, для того, чтобы товары дошли без проблем до ритейлеров необходимо обеспечить конкуренцию и независимость поставок.
Многие думают, что конкуренция возникает сама собой. Но это не так, обычно сами по себе образуются монополии. Государство должно защищать конкурентную среду, иначе в разных отраслях будут появляться недобросовестные игроки.
В коммерческую тайну для этого залезать нет смысла. Если нужно увеличить производство и насытить рынок востребованными товарами, то нужно думать над снятием ограничений на цепочке поставок.
Помощь предпринимателям в первую очередь должна заключаться в обеспечении равных условий в конкуренции, а затем уже в доступном кредитовании, местами в снижении или в новых льготах по арендной плате, налоговых послаблениях, страховании урожая.
Без равной конкуренции не будет стимула для развития бизнеса, потому что многие предприниматели будут вынуждены продавать продукцию за бесценок. Особенно это актуально для продовольственных товаров, которые нужно продавать в достаточно ограниченный временной промежуток. Если аграрий будет упорствовать на фоне низких цен, то он может просто потерять весь урожай.