Унылая пора, очей очарование, так писал великий наш Пушкин про осень. Если честно, то так и казалось, ещё только подходя к академии «Спартака», где 26 октября прошёл турнир по футболу среди команд ветеранов в честь 99-летия Никиты Павловича Симоняна. Унылый пейзаж осеннего города с его серыми домами и лужами. Москва пару часов назад проснулась после какого-то жуткого дождя, где выпало огромное количество миллиметров осадков. Хватит на всю осень, но ведь то ли еще будет.

Ветеран даже слово само звучит как-то совсем плохо. Корень на латыни «ветус», что означает ветхий, и сейчас нам смотреть ветхих дяденек, которые играют в честь ещё более ветхого дяденьки, которому исполнилось недавно 99 лет. Нет, конечно, это возраст, но даже те, кто играл на турнире в его честь, ни разу не видели его игру вживую. Да, были видеозаписи, но что это такое, смотреть неоцифрованное видео и тогда и, тем более, сейчас?
Однако во дворце спорта с мозаичным панно, изображающим Фёдора Черенкова, даже запаха старости не было. Что вы хотите, когда четыре команды носятся как угорелые, причём возраст здесь имел место, но он как-то остался на скамейках запасных, что ли. Конечно, главное внимание в этой круговерти матчей привлекала команда, которая была для Симоняна главной. Сколько угодно можно говорить о «золотом дубле» с «Араратом», где он тренировал свои последние годы наставничества, можно говорить и про сборную Советского Союза, где Никита Павлович тренировал в 70-х. Однако в его жизни была Москва, а в ней «Спартак», где он и играл и тренировал, проводя свои лучшие годы.
Лица «Спартака» были более чем знакомы. Вот вам, пожалуйста, и бессменный центральный защитник Юрий Ковтун, а вот во фланге защиты бегает Рамиз Мамедов. Когда-то по телевизору комментатор и произносил эти фамилии через запятую, и вот, наконец, ты видишь их не с трибуны каких-нибудь «Лужников», а вот так, бегающими мимо тебя.
И если Мамедов довольно часто подключался к нападению, то Ковтун уж точно был столпом у ворот «Спартака». Порой складывалось впечатление, что одну половину ворот брал голкипер, а вторую – Ковтун. А Мамедов тем временем вполне часто подключался к нападению. А вёл его Сергей Шавло, который словно перед игрой ставил себе дополнительный моторчик. Юркий, быстрый, постоянно нацеленный забить, Шавло выглядел как рок-звезда со своими длинными волосами.
В воротах «красно-белых» всё также агрессивен и громок Ринат Дасаев. Да, тот самый Дасаев, который в 80-х был уж точно одним из лучших игроков мира. Да, кстати, тогда, он был ещё и похитителем женских сердец в огромном количестве. Сейчас ему уже… 68, но как-то не смотрится он на свои теперешние, паспортные.

Он и сейчас расставлял игроков по местам во время стандартов, и его голосом играло нападение, хотя вроде он и оставался на своей половине поля. Неумолимо жесток был Дасаев и во время верховых дуэлей. Как тут не вспомнить и ЕВРО-1988, и ЧМ-1990 в Италии. Эх, до чего же был хорош тогда голкипер «Спартака». Ах, если бы не тот гол ван Бастена в Мюнхене в 88-м…
А ведь в красно-белой форме играл и автор тех самых голов, про которые пел Александр Васильев и группа «Сплин». Тот самый Александр Панов, который французам забивал, причём у них на «Стад де Франс». И играл он тогда в отборе на ЕВРО-2000 в одной команде с нынешним тренером сборной России Валерием Карпиным. Сам Панов забил тогда два гола, здесь на турнире он тоже отличился не один раз, но, даже не реализовав какой-либо из острых моментов, он прекрасно понимал, что играет на публику и для публики, пусть её и мало. В общем, дурачился, как мог.
А потом были поздравления. Поздравления тем, кто приехал и вышел на поле, тем, кто смог разогреть осень, тем, кто продолжает дарить и себе, и тем, кто помнит, радость не просто от футбола, но и от себя в нём. А ведь и правда распогодилось. Идя обратно, можно было заметить, что появились голубые прогалины сквозь облака, или это просто вспомнилось детство. В любом случае спасибо Никите Симоняну, и тем, кто любит этого мэтра отечественного футбола, и собирается вот так просто поиграть!