Home / Economy / Экономика в кокошнике: «Сделано в России» — как вернуть этот бренд на мировой рынок

Экономика в кокошнике: «Сделано в России» — как вернуть этот бренд на мировой рынок

Экономика в кокошнике: «Сделано в России» — как вернуть этот бренд на мировой рынок

География участников площадки «Сделано в России» расширяется ежегодно, а бренд должен стать хорошо узнаваемым в мире и ассоциироваться у зарубежных покупателей с высоким качеством, заявил премьер-министр Михаил Мишустин.

Для этого активно развивается инфрастурктура, состоящая из десятков магазинов, в том числе в онлайн формате, демонстрационных павильонов, действующих в Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Турции, Египте и Саудовской Аравии.

Мишустин обратил внимание на данные Минэкономики, которые показывают рост несырьевого неэнергетического экспорта в первом полугодии 2025 года до более 12% ВВП страны.

В свою очередь доля рубля в торговых расчетах, по подсчетам ЦБ, превысила 50%, а это дополнительно укрепляет экономику, стимулирует рост инвестиций и предпринимательской активности.

Внимание незападных стран к российской продукции в последнее время выросло. Поставки товаров и услуг в направлениях рынков ЕАЭС, СНГ, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), других стран Азии, Африки и Латинской Америки за 2021−2024 годы выросли с 44% до 85% в структуре экспорта России. Недружественные государства также продолжают закупать энергоносители и удобрения, ядерное топливо, металлы и морепродукты — в первом полугодии 2025 года на сумму $25,5 млрд, обратил внимание премьер.

Наблюдаются успехи и в машиностроительной продукции, поставки которой ежегодно превышают 2 трлн руб. В январе-июле 2025 года данный экспорт вырос более чем на треть. Среди этих товаров присутствуют в том числе решения для электроэнергетики, железнодорожного транспорта, добычи и транспортировки нефти и газа.

По словам Мишустина, в 85 субъектах уже применяется региональный экспортный стандарт, который позволяет определить приоритетные отрасли, продукция которых может быть востребована для внешней торговли. С 2027 года он будет применяться уже по всей стране.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в разговоре с «СП» обратил внимание, что «Сделано в России» является логичным циклом мероприятий, который носит долгосрочный характер.

— Он является одним из инструментов реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (предусматривает сквозную поддержку российских компаний в том числе помощь с организацией послепродажного обслуживания экспортируемой высокотехнологичной продукции — «СП»).

Разные страны, в том числе Германия и Китай, многие годы усиленно поддерживают свои промышленные сектора в рамках схожих программ.

К этому есть вопросы разве с точки зрения потенциальной нарушения конкуренции в международной торговле, но в современных условиях это мало кого волнует. Национальную промышленность все же нужно поддерживать, так как она является главным полигоном для испытаний новых технологий, включая робототехнику, цифровизацию и искусственный интеллект.

Для России этот тренд становится все более актуальным, потому что мы должны слезать с «нефтегазовой иглы» в том числе из-за перспективы энергоперехода в ближайшие десятилетия, который будет воздействовать на сокращение потребления и соответственно продаж ископаемого топлива.

Для поддержания торгового баланса нужно развивать несырьевой неэнергетический экспорт, который за 6 лет должен вырасти на 66% к уровню 2023 года ($146,3 млрд).

С данным экспортом хватает проблем, которые связаны с практически полным закрытием западных рынков. У дружественных государств есть свои предпочтения в товарах, и там пробиваться будет непросто.

«СП»: Можно ли выделить ключевые несырьевые поставки из России?

— Прежде всего речь идет об аграрном экспорте, в рамках которого нужно постепенно переходить к переработанной продукции при плавном отходе от упора исключительно на поставки зерновых.

Среди перспективных продовольственных товаров можно считать полуфабрикаты, готовые изделия из мяса птицы, говядины и свинины. Последняя может быть достаточно популярна в Китае. Продажа полуфабрикатов значительно выгоднее, чем экспорт сырого мяса. Это касается и рыбохозяйственного комплекса. Рыба в упаковке стоит гораздо дороже той, которую рыбаки сразу переваливают из сейнера на плавучие рыбоконсервные базы.

Если задуматься о потенциальном спросе в дружественных странах, то можно обратить внимание на выращивание в том числе соевых бобов, масличных культур, гречихи. Готовое растительное масло, как подсолнечное, так и рапсовое, тоже лучше продавать больше, чем просто семена масличных культур. Достаточно перспективными направлениями продовольственного экспорта из России могут стать дикорастущие полезные растения, мед и грибы.

«СП»: Какие еще российские товары народного потребления могут быть востребованы за рубежом?

— Среди перспективных направлений можно выделить экспорт льняной одежды и переработанных шкур животных. В свое время у нас удалось восстановить поголовье романовской овцы, правда это больше для внутреннего потребления.

Вряд ли Россия сможет наладить экспорт дубленок в дружественные страны, в которых климат намного теплее. Но тем не менее кожа различных животных, в том числе оленья, может быть востребована для российских торговых партнеров.

Развитие текстильного экспорта может начинаться с простых вещей, с тех же полотенец, салфеток, скатертей. Те же ивановские платки у нас вполне хорошо продаются на внутреннем рынке.

Высокотехнологичный экспорт в свою очередь будет развиваться в рамках военной, космической и транспортного секторов. Также можно расширять выпуск и продажи алюминиевой и алмазной продукции, хотя санкции сдерживают такие поставки.

«СП»: Будет ли успех российских брендов зависеть от мировой рыночной конъюнктуры?

— Да, поэтому в рамках поддержки экспорта надо следить за наиболее перспективными рынками.

Одной из целей проекта «Международная кооперация и экспорт» является создание за рубежом инфраструктуры, которая будет поддерживать российских экспортеров вплоть до создания совместных предприятий и промышленных зон.

В советское время действовал целый государственный комитет по внешнеэкономическим связям, который занимался в том числе строительством важнейших инфраструктурных объектов в других государствах.

Сейчас российские предприятия тоже вполне способны строить по всему миру необходимые проекты, в том числе нефте-, газо-, аммиако- и бензинопроводы.

Это актуально для стран Африки, где инфраструктуры не хватает, и для многих сопредельных азиатских государств, которые находятся на международных транспортных коридорах «Север — Юг» и «Восток — Запад».

Даже в условиях нестабильности мировой торговли нужно выполнять внешнеэкономические цели до 2030 года для создания плацдарма диверсификации экспорта товаров. Их постановка во многом является попыткой переломить многолетнюю тенденцию российского предпринимательства, которое ориентировалось на сырьевой экспорт.

Если товары российского производства будут востребованы за рубежом, то спрос на них среди россиян также вырастет. Импортозамещение должно трансформироваться — не просто замещать зарубежные товары, но и позволять зарабатывать на экспорте выпускаемой продукции.

Если это не делать, то тогда нас на всё время замены импортных товаров отечественными может ожидать долгосрочный тренд потери качества.

Источник

Поделиться ссылкой:

Leave a Reply